Всемирный день качества: показатели качества услуг связи

8 ноября 2018 г.

Всемирный день качества, который традиционно отмечается во многих странах мира каждый второй четверг ноября, в 2018 году приходится на 8 число текущего месяца.

Цель праздника – привлечение внимания к проблеме качества и к тому, что понятие качества тесно связано с «благами современной цивилизации», качеством жизни. А это и сохранение окружающей среды, и физическое здоровье, и психологический комфорт человека и, конечно коммуникационные возможности.

Представляем подготовленный к Всемирному дню качества обзор действующих национальных стандартов на качество связи.

ГОСТ Р 53732-2009 устанавливает номенклатуру основных показателей качества услуг сотовой связи. Документ вводит термины: абонент, зона обслуживания сети подвижной связи, короткое текстовое сообщение, оператор связи, сеть сотовой (подвижной) связи, тарифный план, услуга сотовой связи. Деятельность по оказанию услуг включает следующие этапы: предоставление доступа к услуге, собственно оказание услуги в штатном режиме, расчеты за услугу, обслуживание обращений абонента, техническая поддержка услуги. Стандарт дает показатели качества услуг на каждом из этапов. Например, на этапе технической поддержки это – своевременность и (или) скорость выполнения работ и доля работ по устранению неисправностей, выполненных в пределах установленных сроков.

ГОСТ Р 53728-2009 устанавливает номенклатуру основных показателей качества услуги связи «Передача данных», определяемой как деятельность оператора связи по приему и передаче данных. Услуга «Передача данных» подразделяется на: услуги за исключением передачи данных для целей передачи голосовой информации и услуги для целей передачи голосовой информации. Стандарт вводит понятие точки доступа к службе передачи данных оператора связи и определяет их как стыки, в которых оператор предоставляет пользователям (или другим операторам связи) услуги передачи данных с объявленным качеством. Точка доступа всегда находится на оборудовании оператора. Документ вводит три типа доступа к службе передачи данных: прямой, непрямой (через порт) с использованием промежуточной коммутируемой сети, в которой есть коммутируемое соединение и непрямой доступ с использованием сети, в которой есть постоянное (некоммутируемое) соединение.

ГОСТ Р 53727-2009 устанавливает номенклатуру основных показателей качества услуг местной телефонной связи, при оказании которой исполнитель (оператор) обязан обеспечить абоненту (пользователю): доступ к соответствующей линии связи; абонентскую линию в постоянное пользование; местные телефонные соединения с выделением абоненту номера для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных; доступ к услугам связи сети общего пользования; доступ к системе информационно-справочного обслуживания; возможность бесплатного круглосуточного вызова экстренных оперативных служб. К показателям потребительских свойств обслуживания местного телефонного вызова относятся: доступность соединения; доля безуспешных попыток доступа к соединению; доля пользователей, удовлетворенных доступностью услуги; потери вызовов; доля эффективных попыток вызова и др.

ГОСТ Р 53726-2009 касается показателей качества услуг международной телефонной связи, ГОСТ Р 53725-2009 – междугородней телефонной связи. Оба стандарта к показателям качества на этапе доступа к услуге относят показатели аналогичного этапа стандарта для местной телефонной связи. Остальные показатели качества связи совпадают за исключением потери вызовов (по различным причинам или в сумме) при соединении в пределах международной/междугородней сети оператора.

Все пять стандартов на качество услуг связи введены в нашей стране впервые с самого начала 2011 года.

Постоянная ссылка
https://www.standards.ru/news/6435483.aspx